АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»

«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА» — «вольное общество», организованное Союзом благоденствия. «Вольными» назывались тайные отделы Союза, членам которых не сообщалось о политич. цели собраний и пропаганда велась побочно, в порядке иных (в данном случае литературных) занятий. «З. л.» существовала с марта 1819 г. до весны 1820. Собрания происходили раз в две недели у Н. Всеволожского, а в его отсутствие у Я. Толстого. Название было дано по зеленой лампе, висевшей в комнате собраний и обозначавшей «свет и надежду» (зел. цвет — усл. обозначение надежды). Новые члены принимались с общего согласия; при вступлении клялись хранить тайну; носили кольца с изображением лампы и обязывались подвергать свободному обсуждению на заседаниях все свои новые произведения. В общество входило около 20 человек (Дельвиг, А. Родзянко, Д. Барков, А. Улыбышев, Н. Гнедич, М. Щербинин, Ф. Юрьев, Пушк. Мансуров, В. Энгельгардт к др.); из числа членов Союза благоденствия были Я. Толстой, Пушк. Каверин, С. Трубецкой, Ф. Глинка и А. Токарев. Состоялось не менее 22 заседаний; на них занимались обсуждением театральных событий и чтением своих произведений. Д. Барков читал «Недельные репертуары» (ведущие свое начало от подобных репертуаров Загоскина, печатавшихся в 1817 г. в «Сев. Наблюдателе») и, вероятно, держал членов «З. л.» в курсе полемики, происходившей между различными театральными группами (как об этом можно судить по сохранившейся в бумагах «З. л.» эпиграмме на противника Баркова цензора Соца, подписывавшего в «Сыне Отеч.» свои рецензии буквой Ъ). Театральное направление «З. л.» характеризуется приверженностью к реально-бытовой комедии Хмельницкого и в отрицании искусственно-ходульного стиля мелодрам (репертуар «гостинодворской публики») и высокого стиля в диалоге. К этим интересам примыкают написанные в январе 1820 г. «Мои замечания об русском театре», а также м. б. наброски комедий и планы Пушк. того же времени. В литературной части заседаний читались стихи, часто совершенно аполитические, но иногда и «республиканские». Возможно, что Пушк. свои политические стихи («Деревня» и др.) читал на собраниях «З. л.». Читались и очерки публицистического характера, в которых, напр., пропагандировалась англ. конституция. Россия призывалась на путь, на котором самобытность свободно сочеталась бы с европейскими политическими формами, велась борьба против обрядовой религии, против увлечения мистицизмом; осмеивались круги высшей петербургской бюрократии. Сохранившиеся публицистические статьи написаны, вероятно, Улыбышевым. Заседания обычно заканчивались непринужденным ужином с шампанским. Пушк., описывая эти ужины в послании Толстому («Горишь ли ты»), упоминает одну подробность, разъясненную в воспоминаниях Толстого: за столом прислуживал слуга Всеволожского, калмык: «как скоро кто-нибудь отпускал пошлое красное словцо, калмык наш улыбался насмешливо, и наконец мы решили, что этот мальчик всякий раз, как услышит пошлое словцо, должен подойти к тому, кто его отпустит, и сказать: здравия желаю!» Вольный характер этих пирушек вызвал рассказы о настоящих оргиях, происходивших в доме Всеволожского; рассказы эти были, вероятно, простыми сплетнями. Собрания «З. л.» характерны для настроений и быта петерб. дворянской офицерской молодежи, настроенной оппозиционно к правительству. Хотя еще в окт. 1819 г. «З. л.» обнаружила признаки недолговечности, — она просуществовала, вероятно, до самого отъезда Пушк. на юг. Этим объясняется то, что и в 1822 г. Пушк. не знал определенно, продолжает ли она существовать.