АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — поэма Пушк., названная им «романом в стихах», писалась на протяжении более чем семи лет. Точно установить время, когда писалась каждая глава, не представляется возможным, так как до нас дошли не все рукописи этого произведения, в тех же рукописях, которые нам известны, даты не везде поставлены; кроме того, роман писался не всегда подряд; некоторые строфы переставлялись и даже переносились из одной главы в другую; иногда уже по окончании главы Пушк. вставлял в нее позднее написанные строфы и т. п. Сохранился листок, на котором Пушк. набросал хронологию романа, но и там указания его не полны и не точны. Приблизительно время написания каждой главы определяется следующим образом: Первая глава начата в Кишиневе 9 мая 1823 года (в рукописи неясная помета — 9 июня — 28 мая, ночью); окончена 22 октября 1823 г. в Одессе. В состав этой главы вошли в переработанном виде стихи, написанные в августе 1822 года для незаконченной поэмы «Таврида». Вторая глава окончена 8 декабря 1823 г. в Одессе. В своем списке Пушк., вероятно по ошибке, датировал ее 1824 годом. Третья глава начата в Одессе 8 февраля 1824 года, окончена в Михайловском 2 октября 1824 г. Четвертая глава писалась с перерывами: начата в конце 1824 года и к 1 января 1825 г. было написано 23 строфы. Полностью глава закончена через год, 3 января 1826 года. Вся написана в Михайловском. Пятая глава писалась в Михайловском в 1825 и 1826 гг. Шестая глава была вчерне закончена 10 августа 1826 г. в Михайловском и в том же году окончательно обработана. Седьмая глава начата в Михайловском в августе или сентябре 1827 (впрочем, возможно, что первые строфы писались в Москве 18 мая 1827 года), затем писалась с перерывами в Петербурге и закончена в Малинниках 4 ноября 1828 года. Путешествие Онегина, составлявшее первоначально восьмую главу, начато в Москве в сентябре 1829 г., затем продолжено в Павловском в октябре 1829 г.; закончено в Болдине в октябре 1830 г. Восьмая глава (первоначально девятая) написана в Болдине в сентябре 1830 г.; закончена она 25 сентября. После исключения первоначальной восьмой главы в ее состав вошли некоторые строфы этой отброшенной главы, написанные в 1829 г. Письмо Онегина написано позднее — в Царском Селе 3 октября 1831 года. Десятая глава (о декабристах) была написана в Болдине в октябре 1830 г. и сожжена 19 октября. Однако Пушк. сохранил какой-то список, нам неизвестный, по которому читал эту главу своим друзьям (ее цитируют Вяземский и Тургенев). До нас дошли лишь неполные черновики трех строф и условно записанные начальные стихи первых 16 строф. Первоначально Пушк. не собирался печатать свой роман. Он задумал его как сатирическое изображение общества и был уверен, что цензура не пропустит его. Но впоследствии замысел сильно изменился и печатание его оказалось возможным. Пушк. стал издавать роман главами. Первая глава вышла в свет 15 февраля 1825 г. Вторая глава с пометой «писано в 1823 году» — в октябре 1826 г. Третья глава—в октябре 1827 г. Ей предпослано следующее заявление: «Первая глава "Евгения Онегина", написанная в 1823 г., появилась в 1825 году. Спустя два года издана вторая. Эта медленность произошла от посторонних обстоятельств. Отныне издание будет следовать в беспрерывном порядке: одна глава тотчас за другою». Четвертая и пятая главы изданы вместе и вышли в свет около 1 февраля 1828 г. В марте того же года вышла шестая глава. К ней приложено исправление многих стихов первых пяти глав. В конце значится: «конец первой части». Очевидно, Пушк. предполагал написать еще шесть глав. Далее в издании наступил перерыв, и седьмая глава вышла только 18 марта 1830 года. Последняя глава появилась в январе 1832 года. До ее напечатания Пушк. предполагал выпустить роман в девяти песнях, разделив их на три части, дав каждой песни название, и с общими примечаниями. Вот эти названия: I. Хандра. II. Поэт. III. Барышня. IV. Деревня. V. Имянины. VI. Поединок. VII. Москва. VIII. Странствие. IX. Большой свет. В марте 1833 г. роман был переиздан в одном томе. В январе 1837 г., незадолго до смерти Пушк., вышло третье издание романа. «Онег.» в общем неблагоприятно был встречен современной критикой. Те, кто относился сочувственно к ранним поэмам Пушк., ожидали от него произведения во вкусе Байрона и с недоумением и неодобрением видели, как Пушк. меняет свою творческую манеру, все более отходя от байроновской поэзии (только в первой главе заметили влияние «Дон Жуана», с подражания которому Пушк. начал свой Роман). Четвертая и пятая главы вызвали придирчивые грамматические замечания Федорова и Воейкова, на которые Пушк. собирался отвечать (кое-что в ответ на эти замечания Пушк. высказал в примечаниях к роману). Когда вышла седьмая глава, в «Северной Пчеле» появился очень резкий отзыв, где провозглашалось «совершенное падение» Пушк. Отзыв этот вызван тем, что в 1830 году Булгарин находился в открытой вражде с «Литературной газетой» и ее участниками. В том же отзыве выражалось сожаление, что Пушк., вернувшись из Эрзерума, не воспел «великие подвиги» русской армии. Эти отрицательные отзывы критики не отразились на успехе романа у читателей; «Евгений Онегин» был признан лучшим произведением Пушк., и это мнение уже не оспаривалось в позднейшей критике. Учитывая успех романа у публики, друзья Пушк., в частности Плетнев, советовали писать продолжение. Возможно, что под влиянием этих советов Пушк. в первоначальном замысле «Медного всадника» снова обратился к имени Онегина, но в процессе работы отказался от этого. От предшествующих произведений Пушк. «Е. О.» отличается тем, что здесь впервые в форме поэмы Пушк. описал окружающую его обстановку, дал ряд современных бытовых картин, что до того считалось возможным лишь в прозе (отсюда и выбор подзаголовка «роман в стихах»). Точность и живость описаний являлись в результате многолетних жизненных наблюдений и впечатлений: в романе последовательно отразились впечатления от петербургской жизни 1817—1820 гг., от пребывания в Михайловском 1824—1826 гг., от приезда в Москву и от знакомства с светским Петербургом конца 1820-х годов. Это соответствие между биографией автора и развитием «Е. О.» заставляло многих предполагать, что все выведенные в романе действующие лица «списаны» с натуры. Однако различные указания на лиц, послуживших оригиналом для героев и особенно героинь «Е. О.», в действительности основаны на одних догадках.