АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ДУЭЛЬ

ДУЭЛЬ — поединок, условленный бой двух лиц посредством холодного или огнестрельного оружия с целью восстановления оскорбленной чести. В русский дворянский быт д. вошла в XVIII в.; д., происходившие между иностранцами, послужили примерами для русского дворянства. Их распространенность коренится в особом понятии «дворянской чести», возникшем в эпоху феодализма. Д. очень часто возникали по самому ничтожному поводу; напр., из-за резкого слова, не говоря уже о соперничестве в делах любви; дружеские пирушки нередко кончались д. В 20-е гг. XIX века д. были обычны. Напрашиваться на историю считалось даже признаком хорошей породы и чистокровности происхождения... Общая наклонность к вызовам и д. не прошла без следа и для Пушк., особенно во время его пребывания на юге России. Русскими законами (по примеру западноевропейских) д. были строжайше запрещены; участников поединка подвергали жестоким карам. В воинском артикуле (изд. при Петре I и имевшем силу еще во время последней дуэли Пушк.) статья 139 гласила след.: «Все вызовы, драки и поединки через сие наистрожайше запрещаются таким образом, чтобы никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой кто, словом, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно как вызыватель, так кто и выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них будет ранен или умерщвлен или хотя оба неранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется (т. е. будет убит), то их и по смерти за ноги повесить». По манифесту 1787 г. за участие в д. назначалось наказание как «ослушнику законов»; виновные подвергались штрафу; начавший д. как «нарушитель мира и спокойствия» подвергался лишению всех прав и ссылке в Сибирь на вечное житье. Посредники в д. (секунданты), не успевшие в примирении противников и допустившие до поединка, наказывались как соучастники убийства, повреждения здоровья и т. п. Эти постановления были перенесены в свод законов 1832 г. Однако в полной мере эти законы почти не применялись. Офицеры-дуэлянты иногда разжаловались в солдаты, но б. ч. участники присуждались к наказаниям менее строгим; убивший на дуэли, кроме того, присуждался к так наз. церковному покаянию. Законам, издаваемым правительством, «дворянская честь» противопоставляла свой неписаный закон о д., подчиняться которому, в силу традиций, каждый дворянин считал своим долгом. Основания, на которых мог состояться вызов на д., и правила самой д. изложены в дуэльном кодексе. По дуэльному кодексу д. могла происходить «только между равными». Оскорбление — по дуэльному кодексу — было таковым, когда было нанесено лишь равным равному. Лицо, стоящее ниже другого, могло только нарушить его право, но не оскорбить его. Поэтому дворянин не мог принять вызова разночинца на д., предоставив ему право искать удовлетворения обычным судебным порядком. Оскорбленному предоставлялось право выбора оружия (холодного или огнестрельного). Неумение противника пользоваться оружием, выбранным оскорбленным, не могло служить поводом для перемены оружия. Обычно д. происходили на шпагах или на пистолетах (особенно были распространены пистолеты системы Лепажа). Секундантами, согласно дуэльному кодексу, могли быть тоже лишь люди «благородного звания». Оскорбленный мог передать противнику вызов на д., устный или письменный, картель, только через своего секунданта. Вызванный на д. в свою очередь выбирал своего секунданта, и секунданты двух враждебных сторон выясняли во всех подробностях условия д.: определяли время и место поединка, дистанцию (расстояние, на котором противники должны давать выстрелы), сходясь к барьеру (до определенной черты). Все это до мельчайших подробностей было разработано в дуэльном кодексе. По нему секунданты сначала должны были принять все возможные меры к примирению противников. Во время самого поединка следить за тем, чтобы он прошел по всем правилам. Бывали, однако, д. и с различными отступлениями от кодекса. Пушк. проявлял пристальный интерес к дуэльным историям своей эпохи. Он знал многих прославленных дуэлянтов своего времени, как, напр., декабриста Якубовича, типа дуэлянта-бреттера (задиры), «сделавшего из д. свою специальность», или Толстого-Американца, насчитывавшего более десятка убитых им на д. Сам Пушк. был отличный стрелок, в молодости не был чужд бреттерства и до рокового поединка 1837 г. имел несколько д.