АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ДЕЛЬВИГ Антон Антонов. (1798—1831)

ДЕЛЬВИГ Антон Антонов. (1798—1831) — поэт, один из ближайших, любимых друзей Пушк. По отцу происходил из баронского рода меченосцев, над чем подшучивал Пушк. («Череп»). В лицее «ленивец сонный» сближается с Пушк., делаясь его сотоварищем не только в пирушках, но и в научных и литературных занятиях. Он начал печататься уже 16 лет (раньше Пушк.) в «Вестнике Европы», потом в «Благонамеренном», «Невском Зрителе», «Трудах общества любителей российской словесности» и др. В 1825 г. женился на С. М. Салтыковой, и дом их стал одним из литературных салонов. Будучи помощником И. А. Крылова по директорству в Публичной библиотеке, Д., вероятно, облегчал Пушк. доступ к архивам и книгам. С 1825 по 1831 г. с О. М. Сомовым — редактор ежегодника «Северные Цветы»; в 1829—1830 гг. — «Подснежника». С 1830 г. издает «Литературную газету» (см.). Напечатав в ней четверостишие К. де ла Виня памяти жертв июльской революции, Д. подвергся грубому допросу Бенкендорфа и был отстранен от издания газеты — обстоятельство, сильно повлиявшее на него и волновавшее также Пушк. От «гнилой горячки» Д. умер 14 янв. 1831 г. Некролог его в «Лит. газ.» был написан Плетневым. Еще в 1829 г. вышли «Стихотворения» Д. Его идиллии, высоко ценимые Пушк., подражательны древним. Из сонетов наиболее известны «Вдохновение» и «Языкову» (Здесь: «Я Пушкина младенцем полюбил... и первый я его услышал пенье»), из других стихотворений, напечатанное еще в 1815 г., — «Пушкину». Д. тяготеет к белому стиху. Его песни еще псевдонародны, но выше аналогичных попыток предшественников, они позже вдохновляли композиторов («Соловей, мой соловей», «Ах, ты ночь-ли, ноченька»). Д.-поэт строг к себе («Ты гений свой воспитывал в тиши», — сказал Пушк.), но не богат темами (сентиментальные, антологические мотивы, дворянский быт, покой, дружба). Его достижения преимущественно формальны: музыкальность, пластичность формы, новые рифмы, разнообразие ритмов. Пушк. неоднократно называл Д. «гением», ввел его имя и в «Сонет», и в «Художнику» («художников друг и советник»), и в«Евгения Онегина» (гл. VI). Давая его биографию, он ценил в нем рассказчика, свойствами его таланта считал «чувство гармонии» и «классической стройности». В критических статьях Пушк. часто упоминает Д., цитирует его изречения. Первый в литературе сказавший о Пушк., Д. и последнюю свою статью посвятил «Борису Годунову». После смерти друга Пушк. заботился о его семье, а о нем писал: «Никто на свете не был мне ближе...» «Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас».