АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ГЮГО Виктор (1802—1885)

ГЮГО Виктор (1802—1885) — крупнейший франц. поэт XIX в. Пушк. застал только первый период его деятельности, период воинствующего романтизма. Г. выступил в печати критическими статьями в журнале «Литературный Консерватор» (1819—1821). Там же он печатал свои стихотворения. В это время он был последователем Шатобриана, придерживаясь монархических взглядов и католических настроений. В 1822 г. вышел первый сборник его стихов («Оды»), и вскоре он занял первое место среди романтических лириков. Это вполне определилось в 1828 г. с выходом его «Восточных стихотворений» («Les Orientales»).
В отличие от Ламартина, первоначально считавшегося главой романтической поэзии, в поэзии Г. характерным является не меланхолическая элегия, а торжественная ода, красочные описания, иногда сцены, иллюстрирующие исторические события или предания («баллады»). Ознакомившись с этим сборником, Пушк. сразу признал в Г. большого поэта, хотя, впрочем, предпочитал ему Сент-Бева и находил его стихи грубыми и натянутыми. Вскоре после выхода первого сборника стихов Г. напечатал свой первый роман «Ганс Исландец» (1823), за которым последовали другие. Особенно замечателен его роман «Последний день приговоренного» (1829), в котором Пушк. находил «много таланта», упрекая, однако, Г. за обилие в его произведении «огня и грязи» и предпочитая романы Ж. Жанена. Тем не менее роман этот, как первый образец социального протеста, оказал несомненное влияние на прозу ближайших лет, в том числе на прозу Пушк. Еще больший успех имел исторический роман «Собор Парижской Богоматери» (1831) — картина Парижа XV века. Пушк. строго отнесся к этому роману, но и в нем признал страницы «прекрасные со всех точек зрения, головокружительные».
С 1827 г. начинается серия драматических произведений Г. В этом году вышел «Кромвель» с предисловием, в котором излагались основы франц. романтизма. В своих драмах Г. стремился приспособить к условиям франц. сцены драматическую форму Шекспира. Он отрицал классические единства, соединял трагическое со смешным, вместо классических условностей требовал более точного изображения жизни («друг натуры»), стремился к разговорной, живой речи, для чего старался писать нарочно не гладким стихом, с нарушением правил цензуры (см. текст «Домика в Коломне»), стремился повысить интерес развитием сложного запутанного действия. «Кромвель» не был поставлен на сцене. Но пьеса «Эрнани», поставленная в 1830 году, вызвала обостренную борьбу классиков с романтиками, окончившуюся победой романтизма. Пушк. писал об «Эрнани»: «Это одно из тех современных произведений, которые я прочел с наибольшим удовольствием» (письмо к Хитрово в мае 1830).
После 1831 г. мнение Пушк. о Г. резко изменилось. Если раньше он извинял его недостатки, то теперь они привлекают все его внимание и определяют оценку. Сборник стихов «Осенние листья» (1831) вызвал упрек Пушк. за религиозные мотивы. Особенно резко отозвался Пушк. о Г. в статье «О Мильтоне» 1836 г., где дал разбор «Кромвеля». Вообще Пушк. считал, что во Франции поэзия ниже прозы, а в стихах Г. «не имеет жизни, т. е. истины» (Письмо Погодину в сент. 1832 г.). Г. проделал сложную политическую эволюцию, начав с монархических взглядов и затем перейдя в лагерь либералов (ок. 1829 г.). Пушк. знал, вероятно, только либеральные произведения Г. и не был знаком с явно дворянскими одами его. Можно думать, что ранний период творчества Г. прошел для Пушк. незамеченным. По крайней мере, в черновиках к «Родословной моего героя» имеются строки: «Ламартин, я слышал, тоже дворянин; Гюго — не знаю». Пушк. не мог бы так сказать, если бы читал ранние произведения Г.