АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ГЛЮК

ГЛЮК Христофор Виллибальд (1714—1787) — немец. композитор, много способствовавший развитию светской музыки в противовес церковной; знаменит как реформатор оперного стиля в Европе. Род. в Германии, но деятельность его связана главным образом с Францией, в которой он провел лучшие творческие годы, и музыкальные вкусы которой, отчасти уже подготовленные серьезными операми Люлли и Рамо, предоставили широкие возможности для задуманных им реформ. Начав писать в стиле неаполитанской школы («Артаксеркс» 1741, «Артамена» 1746), Г. вскоре, однако, стал отходить от господствовавшего тогда в европейской музыке итальянского стиля (виртуозность, засилие звукового элемента, мало связанного с текстом) и своими операми «Орфей и Эвридика» (1762) и «Альцеста» (1767), в которых уже поставлена проблема подчиненности звучания драматическому заданию, сильно способствовал ослаблению преобладания итальянского стиля. Переселившись в Париж в надежде найти там новые драматические сюжеты, обстановочные театры и хороших исполнителей, Г. написал свои лучшие оперы: «Ифигению в Авлиде» (1774), «Армиду» (1777) и «Ифигению в Тавриде» (1779), в которых полностью осуществил намеченную программу, доказав жизненность оперы-трагедии, одинаково ценной как в музыкальном, так и драматическом отношениях. Все эти оперы имели огромный успех и вызвали обострение борьбы двух уже ранее намечавшихся групп: сторонников итальянизма, выставивших в противовес Г. композитора Пуччини, и приверженцев неоклассического направления; борьба эта получила название борьбы «глукистов и пуччинистов». Пушк., вероятно, слышал оперы Г., шедшие в его время в России; быть может, интерес к нему был усилен также чтениями Гоффмана (см.). Что Пушк. понимал реформаторскую роль Г. в истории оперы, видно из слов, влагаемых им в уста Сальери («М. и С.») о «великом Глюке, который открыл нам новые тайны (глубокие, пленительные тайны)».