АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР Франсуа Аруэ (1694—1778) — свободомыслящий писатель Франции XVIII века, оказавший сильнейшее влияние на Пушк. и его современников. В. был сыном состоятельного парижского чиновника. Образование получил в иезуитском колледже и на юридическом факультете.
Рано обнаружив литературный талант, он не имел склонности к службе, заранее решив посвятить себя литературе. В 1718 г. он поставил свою трагедию «Эдип», которая имела шумный успех. После смерти отца, получив наследство (1722), он окончательно оставляет всякую службу и занимается только литературой. В 1723 году выходит его поэма «Генриада» о Генрихе IV.
Это произведение долгое время считалось образцом эпической поэмы и вызвало многочисленные подражания. В то же время образовалась группа литературных врагов В., во главе которых стал ретроградный критик аббат Дефонтен. В то же время В., отличавшийся в жизни насмешливостью, нажил врага в лице крупного аристократа — герцога Рогана. Этот герцог, поссорившись с В., велел своим лакеям побить его. В. пытался вызвать его на дуэль, но Роган не счел возможным драться с лицом недворянского происхождения и благодаря связям исхлопотал арест В., которого посадили в государственную тюрьму — Бастилию. По выходе из тюрьмы В. был изгнан в Англию.
Здесь он изучил английский язык, ознакомился с английской философией, литературой (особенно с театром Шекспира) и с конституционным строем Англии. Все это оказало сильное влияние на его дальнейшую деятельность. В 1729 году он вернулся во Францию. Здесь он продолжал ставить свои трагедии, и после «Заиры» был признан величайшим трагиком Франции. «Заира» — лучшая трагедия В. — написана под сильным влиянием Шекспира. Герои этой трагедии — Оросман и Заира — списаны с Отелло и Дездемоны. Время действия избрано из эпохи крестовых походов; место — Палестина. От старой трагедии «Заира» отличается историчностью, хотя еще очень условной, обилием сильных трагических положений, внешней обстановочностью и в особенности — речами героев, проповедующих свободолюбие и веротерпимость.
Ближайшие годы после постановки «Заиры» В. проводит в имении Эмилии Шатле, образованной женщины, оказавшей большое влияние на его личную и литературную жизнь. В 1741 г. поставлена трагедия «Фанатизм, или Магомет», направленная против католицизма. В 1746 году В. избран в Академию. В 1749 году умерла Шатле; в 1750 году по приглашению короля Фридриха он едет в Берлин. Однако с королем он не ужился и из Берлина был выслан. В 1758 году В. приобрел в Швейцарии около Женевы имение — Ферней, где и прожил последние годы, пользуясь большой свободой и независимостью благодаря крупному состоянию, приобретенному им различными коммерческими операциями. Здесь он вел пропаганду своих политических и философских идей, печатая брошюры и памфлеты, которые, несмотря на преследования полиции, расходились по Франции и по всему миру.
Отсюда он вел переписку со всеми видными людьми своего времени, между прочим с Екатериной II, которая считала себя почитательницей взглядов Вольтера, впрочем избегая применять их на деле. В Ферней стекались поклонники со всех сторон для бесед с В. В Фернее В. имел свой «двор», во главе которого стояла его племянница Дени. Имел он даже своего духовника, иезуита Адама, род домашнего шута; наличие этого иезуита не мешало ожесточенной и систематической борьбе с католической церковью и проповеди свободомыслия, близкого к атеизму. Эта проповедь вызвала травлю идей В. со стороны парижских реакционных публицистов, во главе которых стал главный литературный враг В. Фрерон. В 1778 году В. приехал в Париж, где его пребывание превратилось в сплошной триумф. Здесь он заболел и умер в возрасте 83 лет. Незадолго до смерти он виделся с Франклином. После революции, в 1791 году, тело В. было торжественно перенесено в Пантеон, посвященный памяти великих людей.
После реставрации королевской власти Бурбонов тело его было оттуда удалено. Кроме упомянутых произведений, В. написал сатирическую поэму «Орлеанская дева», в которой подверг насмешке национальную героиню Франции, и в форме фантастической, богатой приключениями, остроумной шутки высмеял политический строй Франции и католичество. Поэма появилась в 1755 году и долгое время была воспрещена почти во всех странах, так как в ней усматривали кощунственное соединение шутовского изображения царей и святых с очень вольными любовными эпизодами. Кроме того, в стихах В. написал несколько вольных сатирических сказок, много мелких стихотворений и других произведений.
В прозе им написан ряд философских романов, в которых он проповедовал свои взгляды. Среди них — «Задиг» (1747), «Микромегас» (1752), «Кандид» (1759) и др. Написано им несколько исторических сочинений, среди них «История Карла XII» (шведского короля) (1731), которой Пушк. пользовался, когда писал «Полтаву», «Век Людовика XIV» (1751), «История Российской империи при Петре Великом» (1763). В. писал много по философии, физике и др. вопросам. Множество его мелких произведений имеет полемический характер. В философии и политике для В. характерно ироническое, насмешливое отношение к установившимся взглядам. Он силен в критике католической церкви, которую считал главным злом, в проповеди веротерпимости, в разрушении устарелых авторитетов. Положительные его взгляды не отличаются законченностью и силой убеждения, в чем он резко отличается от своего современника Руссо, который из его ученика превратился в его противника.
В литературе В. проповедовал некоторое умеренное обновление, оставаясь в пределах классической традиции. Литература для него была средством пропаганды, поэтому он обращал внимание лишь на идею и силу впечатления, особенно же любил сатирические формы. Как человек В. отличался насмешливым, подвижным и капризным характером, но был готов идти на всякий компромисс, если это представлялось нужным; по неуживчивости он нажил много личных врагов. С В., как наиболее читаемым писателем того времени, Пушк. ознакомился еще в детстве. Он зачитывался его романами, трагедиями, поэмами и особенно «Орлеанской девственницей», которую он всю жизнь считал лучшим произведением В. Пропитываясь духом поэзии В., Пушк. вряд ли в ранние годы осознавал идеологическое значение этих произведений, тем более что «вольтерьянство», развитое в светском обществе, особенно в старшем поколении, не могло поражать Пушк. оригинальностью и новизной. Поэтическая сторона произведений В. ему казалась неизмеримо выше заключающихся в них идей. Его привлекала занимательность рассказа, исключительная простота и ясность повествования, особенно в прозе, эффектность положений и ирония всех произведений В. Одним из первых подражаний В. (его «Девственнице») является «Бова», но здесь Пушк. избрал форму более ранних русских подражаний этой поэме (Херасков, Карамзин, Радищев). Сильно отразилось влияние «Девственницы» на «Руслане и Людмиле» и позднее на «Гавриилиаде».
Находясь на юге России, Пушк. попал под влияние демократических идей тайного общества, которые простому отрицанию и скептицизму В. противопоставляли положительную проповедь Руссо. Хотя увлечение идеями Руссо было у Пушк. кратковременно, но оно определило некоторый отход от слепого поклонения В. Сказался этот отход и в том, что, увлеченный проповедью романтиков, Пушк. стал решительным противником классической традиции В-ра в искусстве и особенно его публицистической манеры, благодаря которой произведения его являлись лишь средством проведения его идей и теряли свой интерес при изменении внешних обстоятельств. Крушение революционного движения декабристов навело Пушк. на сомнение в жизненности разрушительных идей В. в новых исторических условиях.
В частности, особенно в последние годы, Пушк. уже не мог относиться с полным сочувствием к идеологии «Девственницы», хотя до конца жизни высоко ставил литературные достоинства этой поэмы. Вызывала в Пушк. отрицательное к себе отношение и личность В., в частности готовность идти на компромиссы, и неумеренное честолюбие, которое не всегда позволяло сохранить во всех случаях личное достоинство. Пушк. не прощал В. его заискивания у монархов, в частности его переписку с Екатериной, дворянская политика которой шла совершенно вразрез с прогрессивными идеями и проповедью свободы В.