АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

«БОРИС ГОДУНОВ»

«БОРИС ГОДУНОВ» — трагедия эта была задумана и написана Пушк. в Михайловском. Прежде чем приступить к трагедии, Пушк. сделал краткий конспект событий по «Истории государства Российского» Карамзина (тома Х и XI, вышли в свет в марте 1824 года) и набросал план. По положению в рукописях Пушк. план следует отнести к декабрю 1824 года. Непосредственно после плана Пушк. приступил к работе над первыми сценами. В начале 1825 года, вероятно, произошел перерыв в работе (к тому времени были написаны первые пять сцен), так как Пушк. усиленно занялся четвертой главой «Евгения Онегина» и отделкой «Цыган».
Возобновил свою работу над трагедией Пушк. в мае 1825 года. В это время он выписал себе книги, необходимые для занятий трагедией, и сообщал о ходе работы своему другу Н. Н. Раевскому. Вероятно, первая часть трагедии (кончая сценой в корчме) была окончена к 13 июля, когда он сообщил о своей работе Вяземскому. Ему он выписал полное первоначальное заглавие (находящееся в рукописях при списке действующих лиц первой части): «Комедия о настоящей беде Московскому Государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве — Летопись о многих мятежах и пр. Писано бысть Алексашкою Пушкиным в лето 7333, на городище Ворониче». С особенным увлечением Пушк. писал в августе и сентябре, сообщая о ходе работы Жуковскому и Вяземскому. В начале сентября в Лямонове около Михайловского был проездом товарищ Пушк. по лицею Горчаков. Ему Пушк. прочел первые сцены трагедии. К 15 сентября была закончена вторая часть (вероятно, кончая сценой у фонтана).
Всего по Пушкину трагедия «Бориса Годунова» должна была содержать четыре части. В действительности остальные 10 сцен составили третью и последнюю часть, законченную 7 ноября 1825 года. В окончательном виде деление на части было отброшено. Выбор темы и формы «Бориса Годунова» был для Пушк. не случаен.
Еще на юге он предполагал написать трагедию на тему из русской истории «Вадим». Очевидно на темы из русской истории направили Пушк. разговоры с южными декабристами (В. Раевским и др.), которые по своим литературным убеждениям считали необходимым обращаться к русской старине. «Вадим» был задуман в качестве классической трагедии.
Споры о классической драме и о Шекспире, которые велись в начале 20-х годов в романтических кругах, заставили Пушк. обратиться к изучению Шекспира и его исторических хроник, в результате чего он отказался от первоначального замысла классической трагедии. Тема, избранная им, — об узурпаторе, овладевшем властью путем преступления, — обычная тема трагедий: ее касались и французы-классики («Гофолия» Расина, «Китайский сирота» Вольтера и др.), и Шекспир («Макбет», «Генрих IV»).
Тема эта была особенно жизненной в те годы, так как выдвигалась политической обстановкой: узурпатором называли Наполеона, обвиняя его в убийстве герцога Ангьенского (см. стих. Ламартина «Наполеон», обратившее на себя особенное внимание Пушк. в 1824 году).
Таково же было положение Александра I, вступившего на престол после убийства его отца Павла I в результате заговора, к которому Александр был причастен. Некоторые сцены «Б. Г.» (например, сцена с юродивым) допускали применение к Александру I заключающихся в них намеков (Пушк. писал: «Никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого, торчат!»). Исторический материал для изображения узурпатора Пушк. нашел в истории Смутного времени в изложении Карамзина. «История Карамзина была главным источником исторической канвы произведения.

* * *