АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА — короткое остроумное стихотворение, заключающее в себе насмешку, обычно в форме неожиданного вывода в конце. Хотя э. является литературным родом, ведущим свое начало от древних (напр. латинские эпиграммы Марциала, Авзония), однако своего расцвета она достигла лишь во Франции, где ее писали еще в XVI веке (Маро), в особенности же в XVIII (Ж. Б. Руссо, Вольтер, Пирон, Лебрен и др.).
Эпиграммы Пушк. начал писать еще в лицее, где его соперником в этом роде был Илличевский. Лицейские э. направлены главн. обр. против Кюхельбекера, отличаются резкостью и подражательностью франц. образцам XVIII в. Некоторые из ранних эпиграмм — переводные («Супругою твоей» — из Ж. Б. Руссо) или близко воспроизводят франц. оригинал («Покойник Клит» — Пирона, «Угрюмых тройка...» — анонимная эпигр. против Базира). Все почти они построены на простой игре слов и традиционных комических положениях. К этому же типу принадлежат и политические э. Пушк., которые он писал вскоре после выхода из лицея. Впрочем, здесь большинство э. известно нам по малоавторитетным спискам, а потому точно установить, что именно принадлежит Пушк., мы не можем. Позднее, ок. 1825 г., под влиянием Ж. Б. Руссо и русских э. Баратынского Пушк. меняет свою эпиграмматическую манеру. Вместо коротких эпиграмм, построенных на одном остром слове, Пушк. пишет развитые э., содержащие краткое повествование, в которых остроумие заключается в самом рассказе и комическом тоне. Таковы его э. типа анекдотов 1825 г. («Движение», «Совет»); таковы же литературные э. против Каченовского, Надеждина и Булгарина 1829—1830 г. Свои взгляды на э. Пушк. выразил в примечании к статье о Баратынском 1831 г. Так как э. преимущественно заключали в себе насмешку над определенным лицом, то это слово иногда применялось вообще ко всякой злой остроте, едкому остроумному замечанию. В этом значении Пушк. употребил это слово напр. в «Онегине», гл. I стp. V.