АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ — в античной поэзии (у греков и римлян) так называлось стихотворение, написанное особым размером — элегическим дистихом (см.) — и содержавшее различного рода размышления поэта. Особенно были известны э. Овидия, написанные в ссылке и названные «Скорби» (Tristia).
Первые элегии связвают с именем знаменито римскогот поэта Овидия (Публия, Овидия Назона) - (43 до н. э. — 17 н. э.) —.принадлежавшего к аристократическому роду, Первые его произведения «Героиды», любовные послания женщин героической эпохи своим мужьям или возлюенным.
Однако, известен как поэт он стал после опубликования его любовных элегий «Amores»: три книги, заключающие в себе 49 стихотворений) и, особенно, нашумевшая его «Наука любви» («Ars amatoria»), дидактическая, очень нескромная, но блестящая по содержанию и в литературном отношении поэма. Она заключающая в себе наставления женщинам и мужчинам, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой любовь.
Осенью 9 г. н. э. О. был отправлен Октавианом Августом в ссылку на берег Черного моря в г. Томы, у устья Дуная (ныне Кюстенджи в Добрудже) Поводом к этому тяжелому наказанию (одной из причин),была «Наука любви». В ссылке О. были написаны начатые им еще в дороге элегии, составившие собрание в пяти книгах «Tristia» («Скорби»). В первой книге О. описывает опасное морское путешествие в Томы. Вторая книга заключает в себе одну элегию, обращенную к Августу, у которого поэт униженно просит прощения, утверждая, что он, автор сладострастных стихов, в жизни — целомудренный человек.
Элегии трех остальных книг — жалобы жене, дочери и друзьям на тяжелую, полную лишений и горести среди варваров жизнь в Томах.
В новой литературе э. называли вообще всякие стихотворения, заключающие в себе размышления поэта, выражающие личные переживания, преимущественно печальные. Особенной известностью пользовалась э. английского поэта Грея «Сельское кладбище», написанная в 1751 г. и вызвавшая множество подражаний (на русский язык она переведена в 1802 г. Жуковским). В конце XVIII в. во Франции большое значение приобрела группа элегиков с Парни во главе. Э. Парни представляют по форме чрезвычайное разнообразие; темой их является история любви поэта. Под влиянием Парни и писавшего в начале XIX в. Мильвуа э. стала господствовать в поэзии не только во Франции, но и в России. Когда Пушк. начинал свою поэтическую деятельность, э. была главным поэтическим жанром. Многие из своих мелких стихотворений Пушк. называл э. и в первом издании своих стихотворений выделил их в особый отдел, помещенный на первом месте. Сюда вошло 17 стихотворений («Пробуждение», «Мечтателю», «Гроб юноши», «Андрей Шенье» и др.). В 1824 г. Кюхельбекер в «Мнемозине» выступил с статьей против элегического направления в русской поэзии в защиту оды. Пушк. не согласился с Кюхельбекером и отметил его мнение в «Евгении Онегине» (гл. IV, стр. 32—33). Вскоре развитие русской лирики приобрело новое направление, и деление лирики на более мелкие роды исчезло. Вместе с тем перестала существовать э. как особый род, отличный от др. лирических стихотворений.