АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ШАХОВСКОЙ кн. Алдр. Алдр. (1777—1846)

ШАХОВСКОЙ кн. Алдр. Алдр. (1777—1846) —драматург и режиссер, вдохновитель театральной политики и начальник репертуарной части петерб. имп. театров с 1802 по 1818 и с 1821 по 1825 г.; член «Беседы любителей рус. слова», литературный враг Карамзина, В. Л. Пушкина, Жуковского и др. «арзамасцев», автор «ирои-комической» поэмы «Расхищенные шубы» (1811—1815), комедий и водевилей — «Коварный» (1804), «Новый Стерн» (1805), «Полубарские затеи, или Домашний театр» (1808), «Казак-стихотворец» (1812), «Крестьяне, или Встреча незванных» (1814), «Ломоносов» (1814), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (23 сент. 1815), «Пустодомы» (1819), «Аристофан» (1825) и мн. др. оригинальных и переводных пьес. Пушк., втянутый в борьбу «арзамасцев» с Ш. еще в пору пребывания своего в лицее осенью 1815 г., под впечатлением грубых выпадов против Жуковского в «Уроке кокеткам» (где Жуковский выведен был под именем балладника Фиалкина), начал специальную статью «Мои мысли о Ш.», задел последнего в эпиграмме «Угрюмых тройка есть певцов» и вписал в свой дневник памфлетную рукописную кантату Дашкова «Венчание Шутовского».
К 1816 г. относятся упоминания Пушк. о Ш. в письме в В. Л. Пушкину («И лоб угрюмый Шутовского Клеймит единственным стихом») и в послании к Жуковскому («К вам Озерова дух взывает други: месть») намек на известные обвинения Ш. в том, что его интригами вызвано было обострение душевной болезни Озерова. Лишь в 1818 году под влиянием Катенина Пушк. отказывается от оппозиции Ш., знакомится с ним и становится частым посетителем его салона. Это сближение облегчено было и тем, что Ш. в это время уже перестал быть воинствующим шишковистом и ортодоксальным классиком, а хозяйка салона, актриса Ежова (гражданская жена Ш.), всячески старалась оживить свои вечера встречами молодых актрис с великосветскими волокитами и модными литераторами.
Увлечением Пушк. Семеновой (1819 г.), враждебной Ш., объясняется молчание о последнем в «Моих мыслях о рус. театре». К концу 1819 г. относится отрицательный отзыв Пушк. о «Пустодомах» Ш. (письмо к Мансурову), а весною 1820 г. из-за «нескромности» Ш. получили широкую огласку какие-то письменные выпады Федора Толстого по адресу Пушк. В ссылке Пушк. не утратил интереса ни к Ш., ни к его кружку (см. письмо к Я. Толстому 1822 г.), радовался в 1823 г. примирению Вяземского с Ш., а в 1825 году вспоминал «один из лучших вечеров своей жизни» — на чердаке Ш. (письмо к Катенину). С этими отзывами связаны и известные строки о Ш. в «Онегине». Ш. принадлежат и три инсценировки произведений Пушк.: «Финн» 1824 г. (эпизод из «Русл. и Людм.»), «Керим-Гирей, или Бахчисарайский фонтан» (1827 г.) и «Хризомания» (переделка «Пиковой дамы») 1836 г. Со второй половины 20-х годов Ш. сходит с литературной авансцены, хотя и не прекращает своих работ для театра. Изредка встречается он и с Пушк., который в середине 30-х годов вносит его имя в число эпизодических персонажей «Рус. Пелама».