АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

«ЦЫГАНЫ»

«ЦЫГАНЫ» — романтич. поэма Пушк., начатая в дек. 1823 г. в Одессе, окончена 10 окт. 1824 г. в с. Михайловском. Напечатана частично в «Пол. Зв.» и «М. Телегр.» 1825 г. и «С. Цветах» на 1826 г. целиком, отд. изданием в 1827 г. с подзаголовком «писано в 1824 г.». В основу «Ц.» легли неоднократные бессарабские впечатления, дни, проведенные Пушк. в цыганском таборе, интерес романтиков к цыганам как экзотической народности (цыганские мотивы у Гете, Крабба, изображение цыган и сведения о них в романах Скотта — «Гай Меннеринг» и «Квентин Дорвард»). Существуют три рукописи «Ц.». В одной из них Пушк. дал ряд рисунков из жизни цыган и программу поэмы. Предполагал Пушк. дать и два эпиграфа. Один из Вяземского: «Под бурей рока твердый камень»; другой из молдавской песни (Мы люди смирные, девы наши любят волю — что делать тебе у нас?). В одной из рукописей имеется набросок прозаического примечания к поэме о «происхождении цыганов» из Индии и их обычаях и жизни в Англии и Молдавии. В другой — примечание о Бессарабии; в третьей — выпущенные Пушк. из поэмы и не вполне отделанные 10 четверостиший с обращением Алеко к своему сыну. На сохранившемся печатном экземпляре поэмы Вяземского Пушк. приписал в эпилоге: «За их ленивыми толпами, В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил и засыпал пред их огнями, В походах медленных любил их песен радостные гулы, И долго милой Мариулы я имя нежное твердил». «Ц.» сохраняют еще отличительные черты байронич. поэм (сильная личность, рвущая с окружающим и уходящая в иную социальную среду и к природе, введение колоритной песни, для котор. Пушк. использовал молдаванскую песню — «хору», вводное предание старика цыгана об Овидии (см.), введение автобиографич. моментов (эпилог, имя Алеко). Вместе с тем «Ц.» первая поэма Пушк., переходящая в драматич. форму. «Ц.» стали широко известны еще до напечатания их, через брата Пушк., неоднократно читавшего их в столице, что вызвало недовольство поэта, писавшего даже, что он их «не мог докончить по сей причине». Вяземский, Жуковский и Рылеев восторженно встретили поэму. При печатании «Ц.» возникло цензурное затруднение с заглавной виньеткой, случайно выбранной Пушк. и показавшейся подозрительной Бенкендорфу (разбитая цепь и кинжал).