АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ЦЫГАНЕ

ЦЫГАНЕ — многочисленное племя, в значительной степени еще кочевое, рассеянное во всех частях света, гл. обр. в Европе, где оно появилось в нач. XV в. Ц. выдавали себя за выходцев из Египта. Однако уже в конце XVIII в. учеными была выдвинута теория о том, что родина ц. — Индия. У разных народов ц. известны под разными названиями: во Франции их наз. «богемцами», в Испании — gitanos от слова egiptanos, в Германии — zigeuner, в России и Венгрии — ц.; сами ц. называют себя «ром», что значит человек (во множ. числе — «ромни»); в некотор. странах цыгане получали прозвище «Фараонова племени». Русское законодательство с начала XIX в. стремилось к закрепощению ц.; оседлые ц. (привлеченные на казенные земли) освобождались от рекрутской повинности и в течение 4 лет от податей. Но, несмотря ни на льготы, ни на ряд строгих постановлений против бродяжничества, ц. в огромном большинстве продолжали вести кочевой образ жизни. Цыганское пение в России стало входить в моду во времена Екатерины II, в 80-х годах XVIII в. Первый цыганский хор был у екатерининского фаворита гр. Алексея Орлова. Цыганская музыка, процветавшая в те времена в Турции, Румынии и Венгрии, была гл. обр. инструментальной. В России ц. развили музыку вокальную и, приняв за основание русскую народную песню, дали ей свойственную им музыкальную окраску. Тогда же цыганская скрипка была заменена семиструнной гитарой. Знаменитый русский гитарист М. Н. Высотский обучал ц. игре на гитаре. Начальником цыганского хора гр. Орлова был И. Т. Соколов, а после него — его племянник Илья Осипович Соколов, управлявший хором около 40 лет. Соколовский хор в 20—40-х годах XIX в. пользовался исключительной славой. В цыганском пении и пляске, по словам одного из знатоков этого искусства, увлекали неожиданные и резкие переходы. Как пение, была своеобразна и цыганская пляска. Репертуар ц. в 20—30-х гг. составляли гл. образом русские народные песни; «цыганские» романсы стали входить в моду позднее. Начало XIX в. — классическая эпоха цыганской песни. Цыганщина в 20— 30-х гг. особенно процветала в Москве. Дворяне и купцы тратили на ц. бешеные деньги. Помещики из провинции приезжали в Москву специально для того только, чтобы послушать ц. Некоторые дворяне женились на «простых» цыганках. (Напр. знакомый Пушк. Толстой-Американец). Цыганским пением увлекался и Пушк. Знал он и «старого хрыча» Илью Соколова и заслушивался пением цыганки Тани (Татьяны Дементьевой из Соколовского хора), услышав которую знаменитая певица Каталани (см.), изумленная и растроганная, сняла с себя драгоценную шаль, подарила ее цыганке. По воспоминаниям цыганки Тани, записанным литератором Маркевичем, за два дня до своей свадьбы Пушк. заехал к Пушк. В. Нащокину; там была Таня. Пушк. попросил ее спеть, и, когда она спела ему «подблюдную» песню «Ах, матушка, что так в поле пыльно», поэт разрыдался. Хоровые ц., жившие в Москве (в Грузинах) и в Петербурге (на Черной речке), разумеется, вели образ жизни оседлый. Пушк., изобразивший в своей поэме «Цыганы» ц. кочевых, хорошо узнал этот быт во время своего пребывания в Бессарабии, встретившись в окрестностях Белграда с цыганским табором, который, по преданию, некоторое время сопровождал.