АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ХОРЕЙ

ХОРЕЙ — стихотворный размер, в котором ударения систематически падают на нечетные слоги стиха. В творчестве Пушк. хорей занимает второе после ямба место. X. написано около 75 стихотворений (ямбом — свыше 400) и сказки: «О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке». Пушк. почти исключительно применял четырехстопный х.; лишь два стихотворения раннего периода написаны трехстопным х. («Делия» и «Милый мой, сегодня...») и два — чередованием четырехстопного и трехстопного («Казак» и «Тадарашка в вас влюблен»). Значительная часть стихотворений, написанных х., имеет шутливый характер; некоторые представляют собой подражание народной сказке. X. был введен в русскую поэзию Тредиаковским, но затем его почти совершенно вытеснил ямб. Он удержался в шутливых одах, чувствительных песенках и романсах (Дмитриева и Нелединского-Мелецкого). Жуковский применил этот размер в балладе («Людмила» 1808 г.); размером «Людмилы» (четырехстопный X. со стихами, рифмующимися попарно) воспользовался Пушк. в шутливой сказке «Царь Никита» (1822); впоследствии этим же размером он написал три вышеназванные сказки. В 1835 году Пушк. написал неоконченное стихотворение «На Испанию родную» размером, представляющим подражание испанским романсам (четырехстопный х. четверостишиями без рифм). Этот размер (в подражаниях и переводах немецких и английских подражаний испанскому) до него применяли Карамзин («Граф Гваринос» 1789 г.), Жуковский («Сид» 1831 г.) и др. В 1833 и 1835 годах Пушк. написал несколько стихотворений четырехстопным х. без рифм в подражание древнегреч. стихам Анакреона. В этом предшественником Пушк. был Львов и др.