АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

«СЦЕНЫ ИЗ РЫЦАРСКИХ ВРЕМЕН»п

«СЦЕНЫ ИЗ РЫЦАРСКИХ ВРЕМЕН». Эта неоконченная пьеса Пушк. о крестьянском восстании в конце средних веков в рукописи не имеет заглавия; оно было дано при посмертной публикации пьесы в журнале «Современник» 1837 года и придумано редакцией журнала.
Писалась эта пьеса Пушк. летом 1835 г., в пору, когда он задумывал не одно крупное произведение, с осени 1833 года, после «Капитанской дочки» и «Медного всадника». «Сцены из рыцарских времен» остались далеко не оконченными, но о сюжетном содержании этой пьесы дает возможность судить черновой план ее. Выполненная часть плана не вполне с ним совпадает («гнев и поучения старого буржуа» в пьесе перенесены в первую сцену, а выгнанный из замка Франц, вернувшись домой, узнает уже о смерти своего отца); дальше же действие должно было развиваться, по-видимому, таким образом: брата Бертольда хватают и сажают в тюрьму (вероятно, по обвинению в колдовстве), в замок, где сидит и Франц; он занимается там алхимией, случайно изобретает порох и, можно думать, производит нечаянный взрыв замка, открывающий возможность Францу бежать из тюрьмы.
Возможно, впрочем, судя по «плану», что этот взрыв происходит уже во время осады замка вновь восставшими крестьянами («вассалами») и содействует падению крепости и победе восставших. По плану рыцарь Ротенфельд — соперник Франца — гибнет, сраженный выстрелом из ружья, — одно из следствий изобретения Бертольда Шварца, дающего способ побеждать рыцарей, доселе неуязвимых «благодаря железным латам». Судьба Франца в «плане» не раскрыта. Но судьба Франца не главное в этом опыте социально-исторической драмы: пьеса заканчивается, как указывает «план», размышлениями (очевидно, на исторические и социальные темы) и «появлением Фауста на хвосте Мефистофеля»...
Появление среди торжествующих «мещан», одолевших феодальных рыцарей, Фауста, которого Пушк. вслед за немецким поэтом Клингером делает изобретателем книгопечатания (см. Книгопечатание), показывает, что Пушк. в раму своей пьесы думал включить, кроме изобретения пороха, и другое изобретение начала нового времени, также содействовавшее разрушению феодального рыцарства. «Книгопечатание — род артиллерии» — такими словами заканчивается план. Пушк. довел пьесу, можно думать, до половины или немного дальше.
Она написана прозой, но сохранились следы попыток
Пушк. переложить ее стихами, два отрывка стихотворной передачи первой реплики старого Мартына; в первом из них юноша Франц называется Мартыном, как и в первоначальном зачеркнутом варианте прозаического начала «Сцен из рыцарских времен». Вероятно, в связи с этим замыслом использовать прозаический текст «Сцен» как материал для стихотворного переложения Пушк. надписал в рукописи «Сцен» перед началом их слово «План». На «Сцены из рыцарских времен» оказала некоторое влияние известная пьеса франц. писателя Мериме «Жакерия» (о восстании франц. крестьян в XIV в.). Пушк. повторял ряд отдельных положений пьесы Мериме, есть даже словесные совпадения; но тем не менее «сцены» Пушк. никак нельзя считать простым подражанием «Жакерии». Пушкинская драма есть вполне самостоятельное произведение, закономерный плод развития его творчества.
В ней разрабатывается революционная тема, постоянно привлекавшая Пушк. (ср. «Бориса Годунова», «Песни о Стеньке Разине», «Капитанскую дочку» и т. д.), и герой ее — поэт, деклассированный мещанин, делающийся предводителем крестьянского восстания, — принадлежит всецело самому Пушк. (хотя некоторыми чертами и напоминает бледно очерченного в пьесе Мериме юношу Пьера). Первая песня Франца — знаменитое стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» — представляет собой переработку и сокращение написанной еще в 1829 г. «баллады о рыцаре, влюбленном в Деву». Переработка этой полушутливой, кощунственной баллады состояла в том, что Пушк. тщательнейшим образом вытравил оттуда все конкретно-кощунственные места. Можно подумать, что Пушк., приноравливался к цензурным возможностям. Вторая песня — о мельнике — есть перевод и переделка шотландской народной песенки. Впрочем, близкие по теме песни существуют и в русской народной поэзии.