АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

СКАЗКА

СКАЗКА Повышенный интерес к с. проявляется у Пушк. на всем протяжении его творчества, принимая разные формы и отражая общественные настроения и литературные вкусы своего класса и эпохи. В первом периоде Пушк. воспринимает с. в понимании дворянской литературы XVIII в., в книжно-лубочной форме и не представляя еще истинного ее характера и значения. Памятником такого понимания являются «Бова», «Городок» и др. Этот период завершается созданием «Руслана и Людмилы», где, однако, наряду с традиционно-литературной трактовкой наблюдается и стремление передать непосредственный колорит народных с., что тогда же и было отмечено частью критики как «мужицкий стиль». В этом же плане Пушк. задумывал ряд сказочно-исторических повестей, от которых до нас дошли только программы. Начало XIX в. является переломным моментом в понимании и трактовке т. н. «народной словесности». Под влиянием романтической школы наступает эпоха углубленного интереса к памятникам фольклора, в их непосредственной и подлинной форме. Это течение находит отклик в передовых слоях дворянской интеллигенции, уже поставившей проблему «народности», «национального духа» и искавшей ее разрешения в непосредственных высказываниях самого «народа». В конце 20-х гг. это выразилось в организованной большой собирательской работе, во главе которой встал Петр Киреевский, позже один из крупнейших славянофилов.
К этой работе примкнул и Пушк., передав Киреевскому большое количество различных песенных записей. Но интерес к собиранию памятников устного творчества возник у Пушк. вне воздействия кружка Киреевского; уже в ноябре 1824 г. он пишет брату из Михайловского: «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — и тогда же записывает со слов няни и крестьянских певцов и сказителей песни и с.
Под впечатлением этих устных сказочных текстов он создаст поэму «Жених» (1825), где еще в балладной форме, заимствованной от бюргеровской «Леноры», разрабатывает целый популярный сказочный сюжет, бытующий в крестьянской среде и по настоящее время, и позже «Пролог» к «Руслану и Людмиле» (1828),
К 1830 г. относится незаконченная «Сказка о медведице» и, наконец, с 1831 г. — известный цикл с., открывающийся «Сказкой о царе Салтане» и завершенный «Сказкой о золотом петушке». В этом цикле Пушк. показал, что он сумел почувствовать не только «художественную прелесть» русских с., о которой он писал брату, но и их остро-социальный характер, выбрав наряду с «Царем Салтаном» и др. аналогичными сюжетами с. о жадном попе и его работнике («Балда») и воспользовавшись формой с. для политич. сатиры (хотя и тщательно затушеванной), какой является «Ск. о зол. пет.».