АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

РУССО Жан Жак (1712—1778)

РУССО Жан Жак (1712—1778) — был уроженец Женевы, сын малосостоятельного часовщика; с 16 лет он был принужден сам добывать себе пропитание. Переменив несколько профессий и получив во время своих скитаний случайное образование, в 40-х годах завязал отношения с энциклопедистами. В 1749 г. написал рассуждение на тему, поставленную Дижонской академией: «Содействовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов». (Основная мысль рассуждения та, что цивилизация является причиной развращения человечества, для которого идеальным состоянием была первобытная близость к природе.) С этого времени проповедь естественной близости к природе и критика основ европейского общества стали основными идеями Р. Но прежде чем посвятить себя всецело философской деятельности, Р., приобретя достаточные познания в музыке, написал оперу «Деревенский колдун» (1752), имевшую успех, и еще несколько пьес для театра, среди них лирическая сцена «Пигмалион», представленная в 1775 году. Вскоре Р., отличавшийся крайней неуживчивостью, порвал с энциклопедистами. В 1761 году вышел в свет его роман «Юлия, или Новая Элоиза», написанный под влиянием Ричардсона в форме писем действующих лиц. В противоположность Ричардсону, в своих романах руководившемуся мещанской моралью, Р. далеко отошел от нее, за что роман был признан в реакционных кругах безнравственным. «Новая Элоиза» представляет собой длинный, запутанный, прерываемый рассуждениями на разные темы и душевными излияниями героев рассказ о любви Юлии к своему учителю Сен-Прё. Любовников разделяет неравенство состояний. Вскоре после того, как Юлия отдается Сен-Прё, наступает разлука. Юлия выходит замуж за Вольмара. По истечении некоторого времени Сен-Прё поселяется в семье Вольмар, что является причиной длительной и сложной борьбы страсти и чувства долга и новых потрясений, которые прекращаются лишь со смертью героини. Роман построен на сложном развитии чувств и страстей. Герои Р. не столько мыслят и действуют, сколько переживают свои чувства. Роман Р. оказал сильнейшее влияние на дальнейшее развитие литературы и во многом определил направление сентиментальной школы. Этим объясняется, почему имя Карамзина, бывшего главой этого направления в России, сопоставляли постоянно с именем Р. (ср. «Городок»). Затем Р. написал «Эмиль» — полубеллетристическое рассуждение о воспитании, создавшее новое направление в вопросах детского воспитания (1762); за ним последовал «Общественный договор», рассуждение, в котором Р. проповедует начала народовластия. В конце жизни Р. написал «Исповедь» (историю своей жизни). Кроме того, им написано множество разнообразных произведений по различным вопросам, среди них изложения проектов аббата Сен-Пьера о государственном устройстве и о вечном мире и критика этих проектов. Умер Р. в уединении, поссорившись почти со всеми, с кем когда-либо был дружен. Особенно резок был его разрыв с Вольтером. В отличие от прочих передовых мыслителей XVIII века (энциклопедистов), строивших критику существовавшего строя на скептицизме, сомнении, обращении к науке, к разуму и часто к насмешке, Р. строил свое учение преимущественно на чувстве, обращаясь к человеческому инстинкту. От атеистической философии его отличает фанатическая вера в истинность утверждаемых им положений (этому соответствуют и его протестантские религиозные убеждения). В то время как учение Вольтера и энциклопедистов было воспринято умеренной партией Революции, учение Р. послужило началом проповеди якобинцев. Революция сознавала зависимость свою от идей Р., и тело его, так же как и тело Вольтера, было при Конвенте перенесено в Пантеон. После революции под влиянием идей Р. продолжали находиться крайние левые (напр. карбонарии), пока влияние его идей не было вытеснено учением утопических социалистов. Пушк. ознакомился с Р. прежде всего как с автором «Новой Элоизы». Близость Пушк. к Карамзину заставляла его обращать внимание именно на сентиментально-романическую деятельность Р. Политические идеи Р. были ему далеки. Но и роман Р. в это время уже устарел; его продолжали читать лишь в глухой провинции, и Пушк. в описании сельских барышень постоянно отмечает их увлечение письмами Юлии Вольмар и Сен-Прё. Письмо Татьяны Онегину отражает на себе следы чтения «Новой Элоизы». Ссылка на юг заставила Пушк. пересмотреть свои взгляды. Увлечение героями Байрона, в изображении которых встречается то же отрицание европейской культуры, сильное впечатление от южной природы, а главное — усиление революционной деятельности на Западе, победа крайних идей, встречи с членами Южного общества, — все это заставило Пушк. обратиться к Р. Уже в «Кавказском пленнике» представитель культуры невыгодно противопоставлен первобытным горцам. Крайнего выражения проповедь возвращения к природе достигает в «Цыганах». После этого замечается отход от идей Р., и в конце жизни Пушк. более к нему не возвращается.