АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

БАЙРОН

БАЙРОН Джордж Ноэль Гордон, лорд (1788—1824) — знаменитый английский поэт, представитель литературного течения, получившего по его имени название байронизма. Одно из самых важнейших имен для П-на. В 1807 году появился сборник стихотворений Б-на «Часы досуга», подвергшийся критике «Эдинбургского обозрения». Байрон на эту критику ответил сатирой «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой высмеивал традиции англ. литературного творчества и его главнейших представителей. Между тем рассеянная жизнь Б. создала ему дурную славу в высшем лондонском обществе. Предпринятое им в этот период путешествие в Испанию, Грецию и Константинополь дало ему материал для поэмы «Странствования Чайльд Гарольда» (первые две песни 1812 г.). Далее последовали романтические «восточные» поэмы: «Гяур» и «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» и «Лара» (1814). Неудачный брак (1815), окончившийся разводом и возбудивший в обществе негодование и всяческие клеветы, заставил Байрона покинуть Англию навсегда (1816). С этого времени он живет в Швейцарии, и главным образом, в Италии. Произведения этого периода: 3-я и 4-я песни «Чайльд Гарольда» (1816 и 1818), «Осада Коринфа», «Паризина» и «Шильонский узник», поэма, переведенная Жуковским (все три произведения в 1816 г.), «Манфред» (1817), драма, которую часто сравнивали с «Фаустом» Гете; шутливая поэма «Беппо» (1818), сказавшаяся на «Домике в Коломне» П-на, «Мазепа» (1819), имеющая героем то же историческое лицо, что и «Полтава», «Каин» (1821), «Бронзовый век» (1823), «Преображенный урод» (1824) и, наконец, одно из лучших произведений Б-на — огромная незаконченная поэма «Дон Жуан», шестнадцать песен которой появились от 1819 до 1824 г. В 1824 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы принять участие в восстании греков против турецкого владычества. Однако деятельность его в Греции продолжалась недолго: он скончался в апреле 1824 г. Влияние Байрона на европейскую литературу было громадно. Байронизм наложил свою печать на все европейские литературы, в том числе и на русскую: Лермонтов, Баратынский и Пушкин (в известную пору его творчества), не говоря о других менее известных поэтах, были в значительной степени байронистами. Главными чертами байронизма можно считать культ сильной личности, не признающей над собою никаких законов и обычаев общества (отсюда интерес современной литературы к разбойникам, «корсарам» и т. п.), и презрение к этому обществу, к «черни», под которой часто следует разуметь не низкие классы общества, а, наоборот, высший «свет». Не следует считать байронизм единоличным созданием Байрона: аналогичные настроения существовали еще в конце XVIII и в начале XIX веков, но, получив особую концентрацию свою в творчестве Байрона, эти настроения получили широкое распространение главным образом в результате деятельности английского поэта. Социальные корни байронизма нужно видеть в разочаровании, которое охватило европейское общество — и аристократию, и буржуазию — после Великой французской революции. Периодом наибольшего распространения байронизма следует считать 20—40-е годы XIX столетия.