АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ПЕТР I Алексеевич (1672—1725)

ПЕТР I Алексеевич (1672—1725) — последний московский царь и первый всероссийский император, вступил на престол 10 лет (1682), царствовал сначала совместно с своим сводным братом Иваном V (за братьев правила царевна Софья) и лишь в 1689 вступил на путь самостоятельной политики. Петр I использовал личную самодержавную диктатуру для приспособления феодально-крепостнических отношений к начальным процессам первоначального накопления. Пушк. энергично насаждал мануфактуры, насильно загоняя на них «вольных», «гулящих» людей, явившихся в результате частичного открепления производителя от средств производства, в сильнейшей степени усилил податное бремя, пытался овладеть восточными колониями, в частности Персией (1722) и Индией. Войны царствования Петра I — Азовские походы (1695—1696), Прутский поход (1711), Северная война (1700—1721) преследовали цели захвата торговых путей и удобных морских портов, необходимых для развития торговых и промышленных отношений в России. «Эпоха Петра I» не явилась резким переломным моментом в истории России, а лишь с большой яркостью развила ясно обозначившиеся ранее тенденции. Дворянская историография иначе оценивала этот момент, считая деятельность Петра I резко переломной, ликвидировавшей основы «старой Руси» и внесшей в историю «западноевропейское начало». Между тем переделка России на западноевропейский лад, посольства в Европу (в Голландию, Англию, Австрию, Францию), личное участие в них императора, практически изучавшего корабельное, бумажное, кузнечное и пр. дело, были лишь ярким внешним проявлением начального этапа «зари капиталистического производства». Деятельность Петра I развернулась в обстановке острейшей классовой борьбы. С классовыми силами, представленными правительством Петра I, шли в бой феодальные элементы — старое боярство, часть раскольничьих кругов, с одной стороны, и крестьянство, казачество и мелкая городская буржуазия — с другой. Наиболее крупные массовые волнения эпохи Петра I — Стрелецкий бунт (1698), Астраханский бунт (1705—1706), Булавинский бунт (1707), все были потоплены Петром I в крови. В яркой личности Петра I соединились огромная воля, богатая инициатива и талант организатора с крайней жестокостью и психической неуравновешенностью. Образ Петра I занимает огромное место в произведениях Пушк. — он играет центральную роль в таких произведениях, как «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого» и др. В «Медном всаднике» Петр I — символ европеизированной самодержавной России, безжалостно сокрушающий все ей противящееся, в том числе жалкого разночинца Евгения, осмелившегося протестовать против самодержавной диктатуры. В «Полтаве» и ряде стихотворений («Пир Петра Великого», «Моя родословная» и др.) образ Петра I дан в более реалистических тонах, но все же сохраняет черты символа новой России, возведенного на высокую степень обобщения — непреодолимой, стихийной, гнетущей силы неизбежного исторического процесса. (Петр — «чудотворец исполин», он сравнивается с «Божией грозою»; гибнут многие исторические явления, непреложен лишь Петр I: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе» и т. д.). Образ Петра развернут и в известном стихотворении Пушк. «В надежде славы и добра», написанном после т. н. «примирения» Пушк. с Николаем I. Пушк. использовал в нем ходившее в придворных кругах льстивое сравнение Николая I с Петром I и призывает первого быть «подобным пращуру», в то же время рисуя Петра I как всемогущего титана, действующего в высокой степени милостиво и справедливо. Стихотворение это, видимо, преследовало цель смягчения участи декабристов.