АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ПАРНИ Эварист Дефорж (1753—1814)

ПАРНИ Эварист Дефорж (1753—1814) — франц. поэт родом с острова Бурбона (ныне Соединения, недалеко от Мадагаскара), воспитание получил в Париже; кончив военную школу, поступил в драгуны. В 1773 г. вернулся на родину, был приглашен преподавателем к Эстер Трусайль, креолке, в которую влюбился. Отец Эстер воспрепятствовал браку Парни, и он уехал в Париж, а Эстер вышла замуж. Историю своей любви Парни дал в элегиях (вышли в свет в 1778 г. под названием «Эротические стихотворения»). Свою любовницу он называет там Элеонорой. Элегии Парни сразу привлекли внимание. Их противопоставили старой французской любовной лирике Дора, Колардо и др. В Парни в противоположность их искусственности всех привлекла искренность, мечтательный тон, страстность, обилие описаний южной природы (экзотика). Элегии Парни подобраны так, что в них развертывается во всех стадиях пережитый автором роман. Они явились образцом для позднейших франц. элегий до романтизма. Во время революции Парни переменил тему поэзии, избрав путь сатиры. В 1799 г. он напечатал антирелигиозную поэму «Война богов», в которой высмеял христианство в форме описания войны между богами христианскими, греческими и скандинавскими. В этой поэме он — последовательный ученик Вольтера. Менее удачны были его опыты в области политической сатиры (поэма «Годдам» против англичан); зато имели большой успех его подражания Оссиану (поэма «Иснель и Аслега», из которой Пушк. перевел два отрывка: «Эвлега» и «Осгар»). Кроме того, Парни написал много мелких произведений любовного, мифологического и описательного характера. Пушк. познакомился с поэзией Парни, вероятно, в лицее, а может быть, и раньше. В ранний период своего творчества (около 1814 г.), увлекаясь Оссианом, он обратил внимание именно на оссианические его стихи. Но, начиная с 1815 г., отчасти в связи с усиленным вниманием, какое проявляли к поэзии Парни вскоре после его смерти (декабрь 1814), отчасти вследствие проникновения любовных мотивов в собственное творчество Пушк., он обнаруживает все больший интерес к элегическому творчеству Парни, который скоро становится его любимым поэтом. Пушк. пишет неск. подражаний и переводов из Парни («К живописцу», «К сну», «Добрый совет» и др.). Главное, в чем повлиял Парни на Пушк., были элегии, в которых поэтическая форма Парни соединялась с унылым настроением позднейшей франц. элегии (Мильвуа и др.). После лицея влияние Парни на поэзию Пушк. падает. В 1820 г. в своих элегиях Пушк. отходит от Парни, подпадая под влияние А. Шенье. К Парни обратился Пушк. снова в 1821 г., когда написал «Гавриилиаду» на тему, близкую антирелигиозным поэмам Парни и содержащую несколько эпизодов, заимствованных у Парни. В ближайшие годы под влиянием французских романтических поэтов элегии Парни выходят из моды, уступая место стихам Ламартина, что сказалось и на Пушк.