АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ОДА

ОДА (по-гречески песнь) — в античных литературах — греческой и латинской — служила общим названием для разнообразных стихотворений, написанных строфами (оды Пиндара, Анакреона, Горация и др.). В новой литературе слово это стало употребляться с XVI в., когда в поэзии стало господствовать подражание древним поэтам. Так назывались преимущественно написанные строфами лирические стихотворения, выражавшие сильные и высокие чувства поэта (так наз. «лирический восторг»). Образцом для од нового времени явились главным образом оды Пиндара и Горация. Особенностью од являлось богатство словесных украшений, т. е. особый иносказательный язык, резкие переходы от одной мысли к другой и свобода в расположении частей («лирический беспорядок»). Размер о. достигал иногда 300—400 стихов и редко бывал меньше 200. Главные виды о. были: о. торжественные, посвященные какому-нибудь событию государственного значения и причастным к нему лицам, о. духовные (преимущественно в форме переложения псалмов) и о. философские (часто политические).

В России о. появились в середине XVIII в. под влиянием французских (Ж. Б. Руссо, Малерб) и немецких образцов. Основная форма их была четырехстопный ямб строфами по 10 стихов, определенным образом срифмованных. О. писал Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Костров, В. Петров, Николев, Державин и др. Сумароков начал писать пародии на о. («вздорные о.»). Державин лишил о. торжественности, придав ей шутливый характер. Философские о. писали Радищев (на вольность), Капнист (на рабство) и др. Поэты, близкие Карамзину, решительным образом перестали писать о., перейдя от торжественных форм поэзии к более простым. Дмитриев написал пародию на одописцев («Чужой толк»). Более молодые поэты стали писать преимущественно элегии. Напротив, школа поэтов, придерживавшихся старого направления (из «Беседы»), продолжала проповедовать преимущество о. Кюхельбекер, примыкавший к сторонникам старого направления, написал в защиту о. и против элегии целую статью в «Мнемозине», на которую Пушк. отозвался в «Евгении Онегине» (гл. IV, строфы 32-33). Среди стихотворений Пушк. о. являются «Вольность», «Наполеон», «Бородинская годовщина».