АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

МОЛЬЕР

МОЛЬЕР (Жан Батист Поклен) (1622—1673) — знаменитый франц. драматург. М. — сын состоятельного парижского драпировщика, получил хорошее образование и готовился к юридической карьере, но увлекся театром и вступил в труппу артистов в качестве предпринимателя и актера. После долгих лет странствий по провинции М. со своей труппой основался в Париже, и вскоре успех его комедий привлек ему покровительство короля Людовика XIV. В дальнейшем резкость сатирического обличения послужила причиной охлаждения короля к драматургу. Пьесы, написанные М., разнообразны: среди них имеются и фарсы, основанные на крайне комических положениях, и написанные для парадных придворных спектаклей пасторали, «комедии-балеты», и т. п., и шутливые комедии, и серьезные «большие» комедии, которые теперь можно было бы назвать драмами. Его «Тартюф» (1667) изобличает ханжество и лицемерие. Духовные круги, понимая, что комедия направлена против католической церкви, добились запрещения комедии, и потребовалось вмешательство короля, чтобы пьеса появилась на сцене. Комедия эта считается лучшим произведением М. по обрисовке главного характера. Ставится на сцене она до настоящего времени. Другой большой комедией М. является «Мизантроп» (1666), в котором изображен Альцест — неукротимый обличитель пороков современного общества. Хотя у М. ему противоставлен более уживчивый и миролюбивый Филент, идущий на компромиссы, симпатии публики были на стороне Альцеста. Этот тип приобрел особое значение в эпоху перед Французской революцией, когда в Альцесте стали усматривать прототип революционера-энтузиаста, направляющего свою критику против старого уклада жизни. Альцест вызвал к жизни ряд подобных типов, среди них Чацкого, героя «Горя от ума». Из прочих произведений известны «Дон Жуан», свободное подражание испанской пьесе, комедия, получившая высокую оценку лишь в XIX веке; «Скупой», карикатурно выводящая старика-скупца и его столкновение с расточительным сыном; «Мещанин в дворянстве» — комедия, переходящая в буффонаду, высмеивающая богатого буржуа, стремящегося войти в аристократическое общество, и вместе с тем изображающая в неприглядном виде высшую аристократию; «Ученые женщины», в которых М. изобразил представителей враждебных ему литературных салонов. М. был друг Буало и Расина и вместе с ними боролся за новое направление в поэзии, получившее название классицизма; но сам он считал себя мало связанным строгими классическими правилами, ограничиваясь высмеиванием устарелых жеманных форм аристократической салонной поэзии. Комедии свои он писал под влиянием древней латинской литературы. Впрочем, он соединял в своих произведениях приемы различных литературных школ и не останавливался перед прямым заимствованием (ему приписывают изречение: «Беру свое добро, где бы его ни нашел»). Основной комический прием М. в изображении характеров — карикатурное и одностороннее преувеличение пороков. Пушк. познакомился с М. в раннем детстве и, по рассказам сестры, сам пытался подражать ему в маленьких комедиях, написанных по-французски. В дальнейшем он получил возможность изучать его на сцене, так как комедии М. в его время постоянно ставились. Будучи в лицее, Пушк. считал М. за величайшего драматурга. Впоследствии, познакомившись с Шекспиром, он изменил мнение и предпочел всестороннее изображение характеров у Шекспира приему выделения одного какого-нибудь свойства у М. Не мог он простить М. и светского тона его комедий, создавшегося под влиянием двора, при котором М. работал. Пушк. сделал попытку представить в новой обработке некоторые характеры М.: Дон Жуана, скупого; тип лицемера (Тартюф) Пушк. нашел в совершенной форме у Шекспира и ограничился переложением шекспировской трагедии (см. «Анджело»). Тем не менее до конца жизни Пушк. высоко ценил комедии М. и, по преданию, советовал Гоголю изучать его творчество.