АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» написан Пушк. в Болдине, в октябре 1833 г., сейчас же по возвращении из поездки по пугачевским местам. Царская цензура, на рассмотрение которой поступил «М. в.», потребовала многочисленных переделок и устранения четырех стихов о Петербурге и Москве («И перед младшею столицей...» и т. д.). Вначале Пушк. совершенно отказался от напечатания «М. в.», позднее пытался провести требуемые изменения, но не довел их до конца. При жизни Пушк. из «М. в.» была напечатана только часть вступления под названием «Петербург. Отрывок из поэмы» (в «Библ. для Чтения», 1834 г.). По смерти Пушк. Жуковский переработал текст «М. в.» в соответствии с указаниями царской цензуры и опубликовал его в «Современнике» 1837 г. (самым существенным из изменений, внесенных Жуковским, было совершенное устранение «бунта» Евгения против памятника Петра). История создания «М. в.» отличается большой сложностью. Поэма выкристаллизовалась из более обширного замысла, связанного с «отрывком из сатирической поэмы», названным Пушк. «Родословной моего героя», и с попытками продолжать «Евг. Онегина». Одним из завершающих толчков к написанию «М. в.» послужили произведения Мицкевича «Памятник Петра Великого», «Олешкевич» и «Друзьям-Москалям», с которыми Пушк. познакомился летом 1833 г. Резко отрицательному отношению Мицкевича к русскому государственно-политическому строю, олицетворявшемуся им в Петре и Петербурге, Пушк. противопоставляет во вступлении к своей поэме «самую смелую, самую грандиозную, — по словам Белинского, — апофеозу Петра Великого» и его «творения». Однако «апофеоза» эта отнюдь не носит у Пушк. плоского ура-патриотического характера. Содержание «М. в.» раскрывает, путем каких сложных и мучительных переживаний, борьбы, бунта, тесно связанных с общим развитием классового самосознания и самочувствия Пушк., шел он к конечному «примирению» с современной ему социально-исторической действительностью. Огромная философская социальная насыщенность «М. в.», воплощенная в формах символического поединка между «горделивым истуканом» и «бедным безумцем» Евгением — деклассированным потомком старинного боярского рода, истертого в порошок державной волей Петра, — делала поэму одним из особенно «загадочных» произведений Пушк., дававшим повод к самым разнообразным истолкованиям. Общий ход этих истолкований ведет ко все большей конкретизации содержания «М. в.». В поэме Пушк. символизирована не вообще борьба с самодержавием, а тот исторический эпизод ее, который произошел на глазах самого Пушк., — восстание против самодержавия социальных «братьев-друзей», товарищей Пушк. 14 декабря 1825 г. Основная антиномичность — противопоставление образов Петра и Евгения — проходит не только через фабулу поэмы, но глубоко проникает собою и всю ее в высшей степени своеобразную структуру. Соответственно темам Петра и Евгения в «М. в.» жанр героической эпопеи соединяется с жанром «мещанской», «петербургской повести», высокий, торжественно-архаический стиль кусков о Петре и о его «творенье» с прозаически-разговорной речью мест, рассказывающих о житье-бытье рядового петербургского чинуши.