АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ЛУБОЧНЫЕ или НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ

ЛУБОЧНЫЕ или НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ. Название это до сих пор еще не вполне ясно. Первые исследователи полагали, что название «лубочный» объясняется техникой изготовления этих картин, так как эстампы вырезались, главным образом, на липовых досках, которые в некоторых местах называются также лубом; по мнению Ровинского, это название произошло от лубочных коробок, в которых картинки разносились офенями. Л. к. пользовались необычайной популярностью в крестьянском и мещанском слоях населения. Содержание их чрезвычайно разнообразно: былины, сказочные мотивы и тексты, иллюстрации песен, исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, виды местностей и городов, церковно-нравоучительные сюжеты, карикатуры и пр. Иногда эти листы играли роль в борьбе с правительством (такова напр. упоминаемая Пушк. знаменитая картина «Как мыши кота хоронили», иначе: «Погребение кота, или Небылицы в лицах»). Расходясь в огромном количестве (в позднейшие годы они доходили до миллиона экземпляров), л. к. являлись одним из важнейших факторов формирования художественных вкусов определенных социальных слоев населения. Чуткий ко всем проявлениям народных вкусов и симпатий, Пушк. проявил большой интерес и к л. к., неоднократно упоминая о них в своих произведениях («Станционный смотритель», «Капитанская дочка» и пр.). Возможно, что в обострении интереса к ним Пушк. сыграла роль и появившаяся в начале 20-х гг. статья Снегирева, с которой, собственно, и начинается изучение л. к. («Русская народная галерея, или Лубочные картины» — в «Отеч. Зап.» 1822, ч. XII).