АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

АНЧАР

АНЧАР — написан в тверской деревне Осиповой Малинниках. Впервые напечатан в «Сев. Цветах» на 1832 год, а затем в III части «Стихотворений», 1832. А. сразу получил политическое истолкование, тем более что в первоначальной публикации первый стих последней строфы читался: «а царь тем ядом напитал...» Бенкендорф обратил внимание на стихотворение и запросил письмом от 7 февраля 1832 г., почему Пушк. не представил стихи, помещенные в альманахе, на специальное рассмотрение Николая I.
В тот же день Пушк. отвечал: «Высочайшая милость, коей неожиданно был я удостоен, не лишает меня и права, данного государем всем его подданным: печатать с дозволения цензуры». В тексте «Стихотворений» вм. царь было напечатано князь, однако не недовольством Бенкендорфа была вызвана эта замена: в данном случае Пушк. вернулся к редакции своих черновиков, где дважды написано князь, да и разрешение печатать «Стихотворения» получено было за три недели до письма Бенкендорфа. Слово князь явилось здесь в соответствии с общим построением стихотворения. Пушк. старался придать ему вполне конкретные, этнографические черты, выдерживая его в духе восточной легенды, а не отвлеченной аллегории. Литературные источники А. лежат в зап. литературе, но пока еще отчетливо не выяснены.
Указания на «Путешествие по Востоку» на строфу «Чайльд Гарольда» или на стихотворение Мильвуа явно недостаточны; англ. писатели Фурш и Эразм Дарвин также не являются непосредственными источниками Пушк. Но вообще в научной и популярной литературе пушкинского времени уже встречаются упоминания о древовидных растениях рода анчаров (Antiaris, семейство крапивных), растущих в Ост-Индии и на Малайском архипелаге. Млечный сок дерева содержит сильный яд «упас», употреблявшийся для отравления стрел. Среди туземцев существовало поверье о такой ядовитости испарений а., особенно в тени листвы, что даже приближение к дереву считалось смертельным для людей и животных.