АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

КЛАССИК

КЛАССИК — первоначально авто чтение которого входило в обязательную программу обучения (т. е. которого изучали в классе). Так как прежде образование основывалось на знакомстве с древними языками и литературами, классическими стали называть греческих и латинских писателей. Позднее это слово стало применяться к тем писателям, которые старались в своих произведениях подражать античным (древним) авторам. Слова классик, классицизм, классический получили особое распространение в 21-х годах XIX в., когда разыгралась литературная война между к. и романтиками. Так стали называть приверженцев старофранцузской литературной школы, ведущей начало от писателей XVII века Буало, Расина и др. Первые к. (или, как он себя называли, «древние») считали необходимым следовать правилам, установленным античными писателями; наиболее авторитетной книгой они считали «Поэтику» Аристотеля. Правила эти в действительности имели лишь внешнее сходство с литературными нормами греков и римлян. В основном учение к. XVII в., изложенное в «Поэтическом искусстве» Буало, сводилось к предпочтению «высоких», торжественных жанров перед шутливыми и «низкими» (т. е. бытовыми, нравоописательными и т. п.); стихотворные произведения предпочитались прозаическим; особенно ценилась трагедия. В художественных произведениях провозглашалось господство «здравого разума», совершенной ясности, но в то же время особого изящества выражений; требовалась поучительность, полезность в литературе. Темы брались преимущественно из мифов или истории древнего мира. Одной из особенностей классицизма было отрицание национальных форм в искусстве и уверенность в возможности создания произведений, совершенных во всех условиях, для всех времен и исторических стадий. В действительности это превращалось в пропаганду франц. влияния и в господство франц. культуры. Идеи классицизма были выдвинуты недифференцированным социальным слоем, явившимся в эпоху усиления самодержавия королей на смену крупной феодальной аристократии. Слой этот состоял из среднего дворянства, придворной служилой аристократии и крупной буржуазии. В XVIII веке, когда процесс ликвидации крупных феодалов закончился, классицизм стал господствующей формой в литературе. Впрочем, он перестал быть единым, и в его среде происходило нарождение новых литературных форм (буржуазный роман, сентиментальная лирика и т. п.). К 20-м годам XIX в. классицизм приходил в упадок, как явно устаревшая система. Однако еще доживали к., не представлявшие идеологического единства. Среди них были и писатели, воспитанные на героической литературе эпохи революции, являвшиеся левыми либералами, и сторонники наполеоновской военной диктатуры, и представители старого, дореволюционного режима. Эта разнородность защитников классицизма ускорила его падение. В России классицизм являлся господствующей формой парадной, дворянской литературы XVIII века. Он характеризовался преимущественным влиянием французской литературной традиции. Несмотря на то что немецкий романтизм оказал сильное влияние на поэтов начала XIX в. (Жуковский), ко времени формирования литературного мировоззрения Пушк. классицизм еще признавался господствующей школой и в «Арзамасе» к. считались таким же авторитетом, как и в «Беседе». Спор шел не о классицизме и романтизме, а о старом и новом слоге, о торжественном и «низком» в литературе. Естественно, что большинство арзамасцев впоследствии примкнуло к лагерю романтиков, а члены «Беседы» остались к.