АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

АНДЖЕЛО

АНДЖЕЛО — поэма Пушк., написана в Болдине с 24 по 27 октября 1833 г. Пушк. работал над этой поэмой одновременно с созданием «Медного всадника». Поэма представляет собой изложение некоторых сцен трагедии Шекспира «Мера за меру» (акт I, сц. II, сц. IV, акт II, нач. сц. II, сц. IV, акт III, сц. I, акт V, сц. I) с сохранением речей некоторых действующих лиц, переданных близко к подлиннику. Пушк. высоко ставил эту трагедию, как изображение лицемера, предпочитая ее классическому изображению того же типа в комедии Мольера «Тартюф». Пушк. избрал для передачи классический стих поэм XVIII века — шестистопный ямб, но придал ему большую свободу под влиянием французских романтических поэм (напр. Мюссе). Поэма была напечатана в сборнике «Новоселье», часть II, изданном Смирдиным. При этом цензор Никитенко по распоряжению министра народного просвещения Уварова, лично прочитавшего поэму, сделал несколько исключений и изменений. Это вызвало возмущение Пушк., который считал цензурные изменения «своевольными и скудоумно бесполезными». Эти изменения могут быть с некоторой вероятностью восстановлены по подлинной рукописи поэта. Сборник «Новоселье» вышел из печати около 20 апреля 1834 года. Включая поэму в свой сборник «Поэм и повестей», Пушк. пытался восстановить испорченные места под тем предлогом, что во втором издании он хочет дать исправленный текст поэмы. Он направил поэму на рассмотрение Николая I, который сделал в тексте некоторые исключения. Однако Уваров воспротестовал против того, чтобы однажды процензурованная вещь печаталась с восстановлением запрещенных мест, и во втором издании А. вышел почти без изменений против первого издания. «Поэмы и повести» вышли в свет ок. 25 августа 1835 года и через несколько дней (28 августа) Пушк. подал в Глав. комит. ценз. протест, в котором пытался восстановить свои права. Критика встретила поэму Пушк. очень холодно, видя в ней упадок творчества поэта. Особенно резко отзывался о ней Белинский в своей статье «Литературные мечтания» («Молва», 1834). Пушк. говорил по этому поводу своему другу Нащокину: «Наши критики не обратили внимания на эту пиесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как ничего лучше я не написал».